Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г.Беслан
Принято
Педагогическим советом
от 31.08.2023 Протокол № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от 01.09.2023 №1
Положение
о тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
1. Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-федеральными государственными стандартами начального / основного / среднего
общего образования; федеральными государственными стандартами начального
общего образования обучающихся с ОВЗ;
- федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N
115);
- профессиональным стандартом специалиста в области воспитания (утв. приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н),
- Уставом ГБОУ СОШ №8 Беслан.
В настоящем положении используются следующие основные понятия:
Тьютор - это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение
индивидуальных образовательных программ 2 обучающихся, организующий процесс
индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их
познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности
(помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу
обучения, выстроить цели на будущее),
обучающимися для самообразования.
координирующий
поиск
информации
Тьюторант - это объект тьюторского сопровождения, активный
участникобразовательного процесса, т.е. обучающийся.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия
для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду
образовательного учреждения. Образовательная организация организует тьюторское
сопровождение обучающегося с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК.
2. Цель и задачи тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ
Основной целью тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ является создание
условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду ОУ,
поддержка и сопровождение его образовательной деятельности, основываясь на
личностно ориентированном подходе. Задачи тьюторского сопровождения:
- создание условий для реализации учебного или индивидуальногоучебного плана;
- помощь обучающемуся в осознании его образовательных потребностей,
возможностей и способов их реализации;
- помощь в проектировании, разработке и реализации ИУП,
- организация и стимулирование разных видов деятельности учащихся, в том числе в
получении ими дополнительного образования в ОУ и вне еѐ;
- помощь в сборе информации о ресурсах, которые могут быть использованы;
- содействие психолого-педагогическому сопровождению обучающихся;
- мониторинг эффективности освоения образовательной программы;
- помощь в проблемных ситуациях обучающемуся при освоенииобразовательной
программы;
- содействие формированию адекватной самооценки обучающегося; - создание
условий для успешной социализации ребенка;
- содействие максимальному раскрытию потенциала личности ребенка.
3. Функции тьютора
Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающегося, его интересах,
склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социальной
адаптации и профессиональному самоопределению.
Проектировочная: определение планируемых результатов на заданный период;
выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся проблем;
разработка средств и процедур тьюторского сопровождения для достижения
обучающимся планируемых результатов.
Реализационная: согласование действий с педагогическими работниками и
родителями; оказание помощи в самоопределении учащихся в образовательном
пространстве; поддержка учащихся при решении возникающих затруднений.
Аналитическая: анализ и корригирование процесса освоения образовательной
программы и результатов самоопределения 4 обучающегося.
4. Содержание деятельности тьютора
Тьютор, осуществляющий педагогическое сопровождения освоения обучающимся с
особыми образовательными потребностями рекомендованной ему образовательной
программы:
- совместно с завучем, учителем (учителями), специалистами ППк и при участии
родителей (законных представителей) учащегося участвует в составлении
индивидуальной образовательной программы (ИОП) и его регулярной корректировке; организует образовательную развивающую среду в соответствии с особыми
образовательными потребностями сопровождаемого обучающегося;
- взаимодействует с администрацией, педагогическими работниками, родителями
(законными представителями) сопровождаемого обучающегося по вопросам разрешения
трудных ситуаций в учебе и общении обучающегося со сверстниками;
- осуществляет организационную и методическую помощь учителям в обучении
сопровождаемого обучающегося в классе;
- использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню
подготовки обучающегося для выполнения образовательных задач;
- осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными
нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика
в классе невозможно;
- принимает участие в коррекционно-развивающей работе с тьюторантом по
договоренности со специалистами;
- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их
о достижениях учащегося, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;
- фиксирует динамику развития тьюторанта.
5. Средства, формы и методы работы тьютора
Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
- организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места;
рекреационных зон, где бывает ребенок;
- использование специальных приемов и дидактики, адаптации учебного
материала, адаптации учебных пособий.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения, не
наносящих вред обучающемуся и согласованных с родителями.
6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в условиях инклюзии являются:
- адаптация ребенка к образовательной среде;
- развитие коммуникативных способностей ребенка;
- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческогоразвития ребенка,
развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается в документахобразовательной
организации: дневник наблюдений тьютора, портфолио тьюторанта.
7. Организация тьюторской деятельности
Специализация труда тьютора происходит по двум основаниям:
- тьютор закрепляется за группой учащихся;
- тьютор закрепляется за одним ребенком; в соответствии с рекомендациями
ПМПК
«педагогическое сопровождения освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы» и кадровым ресурсом образовательной организации.
Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией.
8. Документация тьютора
Документация тьютора включает в себя:
1. Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
2. Дневник наблюдений за ребенком.
3. ИУП
4. Дневник психолого-педагогического сопровождения
5. Портфолио обучающегося
9. Заключительные положения.
Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета. Изменения и дополнения к
Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации
в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя
образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая
редакция утрачивает силу.
Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте ОУ в
сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.
Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным Положением
после его принятия под роспись.